- 184
- 120
- 27 Апр 2018
Как мошенники обманывают желающих заработать на ICO
Можно выделить два основных вида мошенничества, с которым сталкиваются участники ICO.
В первом случае угроза исходит от самих создателей кампании. Так, например, широко известен случай исчезновения основателей стартапа Confido сразу после сбора инвестиций суммой почти в 375 тысяч долларов. Когда стало известно о мошенничестве, стоимость токена компании упала на 95%. Похожим образом исчезли создатели криптовалютного банка BitPetite и торговой платформы LoopX. Последняя успела собрать в биткоинах и эфире 4,5 миллиона доллара из запланированных 12 миллионов. Разработчики системы маркировки овощей Prodeum, заработавшие на ICO 6 миллионов долларов, и вовсе оставили на своем сайте вместо описания проекта прощальное послание инвесторам всего из одного слова — «penis».
Во вторую группу мошенников можно отнести хакеров. Они могут атаковать как создателей проекта, так и его инвесторов. По данным компании Positive Techonologies, уязвимости есть в каждом третьем ICO-проекте. Некоторые бреши позволяют заполучить доступ к сайту и поменять платежные реквизиты. Подобным образом, например, похитили 7 миллионов долларов через проект Coindash. Также злоумышленники могут создать сайт или страницу в соцсети с названием, похожим на новый ICO-проект, чтобы заманить туда пользователей. Для этого достаточно базовых знаний в веб-дизайне или умения пользоваться конструкторами сайтов и поисковиками.
Похожий принцип использовали для кражи криптовалюты у подписчиков Павла Дурова, Виталика Бутерина и Илона Маска. Его же применяют при массовой рассылке писем о начале ICO, в которых указываются кошельки хакеров. Кроме того, они могут использовать уязвимости в самих смарт-контрактах — системе заключения сделок в блокчейне. Летом 2016 года аноним нашел в коде фонда The DAO функцию, предназначенную для построения дочерних версий проекта, и с ее помощью вывел токены на 53 миллиона долларов.
Рассмотрим, как избежать рисков в обоих случаях — и на этапе выбора ICO, и непосредственно при вложении денег. Если некоторые слова и термины кажутся вам непонятным, рекомендуем ознакомиться с карточками «Что такое ICO и зачем его проводят».
Изображение: Cointelegraph
На что обращать внимание при выборе ICO
1
Кто реализует проект?
Для начала нужно убедиться, что над проектом работают реальные люди с необходимым для его реализации опытом и компетенциями. Для этого можно проверить профили участников стартапа в социальных сетях, в том числе в LinkedIn, по дате регистрации и наличию обновлений, а также списаться с некоторыми членами команды. Мошенники обычно либо не отвечают совсем, либо используют размытые формулировки.
«Часто мошеннические ICO берут снимки людей из фотобанков и выдумывают им фальшивую биографию. Не поленитесь зайти в сервис поиска по картинкам. Возможно, вы увидите заявленного основателя проекта на сайте ремонта бань. Или же им окажется Райан Гослинг в гриме», — предупреждает Владимир Смеркис, сооснователь системы управления инвестициям в криптовалюты Tokenbox.
В качестве удачных примеров, не вызывающих сомнений в добросовестности команды, он вспомнил проект TON основателя Telegram Павла Дурова и систему Polkadot от бывшего технического директора Ethereum Гэвина Вуда. Первому уже удалось привлечь 1,7 миллиарда долларов, а второму — более 145 миллионов.
Выступление Гэвина Вуда на конференции разработчиков. Фото: ethereum/twitter
Часто мошеннические ICO берут снимки людей из фотобанков и выдумывают им фальшивую биографию.
Эксперты также советуют проверять, знают ли специалисты и организации, указанные в партнерах, что они помогают проекту. Если связь — односторонняя, это фактор риска.
Кроме того, следует изучить контакты и реквизиты самого стартапа, решившего провести ICO. Сюда относятся и адрес регистрации компании, и ее телефон, и сведения о домене, и даже страницы в соцсетях и на форумах — например, на BitcoinTalk. Социальные медиа позволяют получить дополнительную информацию о проекте не только от его создателей, но и от других пользователей.
2
В чем суть бизнеса?
На этом этапе необходимо оценить коммерческие перспективы нового бизнеса. Обычно концепция ICO-проекта излагается в White Paper, а планы по его реализации указываются в Roadmap.
«В документах должны подробно описываться решаемая проблема, целевая аудитория, сам продукт и степень его готовности, команда и юридический статус проекта. Под любые расчеты необходима доказательная база: если есть оценки рынка, ниши или стоимости услуг конкурентов, должны быть ссылки на источники. Отсутствие каких-либо данных увеличивает риски», — уточнил исполнительный директор онлайн-платформы Blockchain.ru Всеволод Черемных.
Потенциальных инвесторов должны насторожить упоминания чрезмерно оптимистичных перспектив или указание нереальных сроков реализации намеченных планов. Это может свидетельствовать либо о недостаточной компетентности команды, что ставит под угрозу дальнейшее развитие бизнеса, либо о желании мошенников привлечь громкими обещаниями как можно больше пользователей.
Оказалось, что разработчики Prodeum, того самого проекта, закончившегося словом «penis», покупали фотографии у сервиса, размещающего надписи на теле. А потом выдавали их за фотографии своих сотрудников.
Кроме того, особое внимание при изучении документов рекомендуется обратить на формулировки. Зачастую создатели scam-проектов стараются писать так запутанно, что после прочтения так и остается загадкой, что именно предлагается покупателям.
3
Какие технологии использует компания?
При наличии грамотного описания проекта стоит уточнить, есть ли у него работающий прототип. Мошенники либо проигнорируют просьбу показать код, либо пришлют ссылку на чужую работу. В связи с этим рекомендуется проверять название проекта и данные аккаунта, в котором опубликованы файлы. Чтобы оценить технологический уровень разработок, можно обратиться за помощью к экспертам — например, через Toster или в телеграм-чатах.
Также следует проанализировать оправданность применения технологии блокчейн. Если она не дает никаких преимуществ по сравнению с обыкновенными централизованными решениями, стоит задуматься о целесообразности вложения денег в такой бизнес.
Вдобавок к самому проекту можно проанализировать его официальный сайт. Злоумышленники, например, часто забывают про SEO.
4
Что обещают покупателям токенов?
Чтобы после ICO не оказалось, что создатели проекта продают воздух, необходимо внимательно ознакомиться с инвестиционным соглашением и правилами распределения токенов, если таковые представлены на сайте. Также нужные данные могут быть указаны в White Paper. При наличии нескольких типов документов следует сверить, везде ли токены и правила их продажи описываются одинаково.
Пользователям могут предложить утилитарные или дивидендные токены. Первые можно обменять на товары и услуги компании, а вторые дают право участвовать в распределении будущей прибыли. Эксперты полагают, что лучше избегать проектов, работающих по принципу «купи дешевле — продай дороже», чтобы уменьшить риски, связанные со спекуляциями на рынке. Если проект предлагает дополнительные бонусы, доли участия и обратные выкупы, это повышает его шансы на получение инвестиций.
Топ проектов в ICO Rating на 20.06.2018
Более подробную информацию об ICO-проектах и их токенах можно найти на сайтах ICO Tracker, ICO Stats и ICO Rating. На последнем стартапы также отранжированы по рискованности вложений.
Как не попасться на уловки хакеров
Если понравившийся ICO-проект прошел проверку по указанному выше чек-листу, это еще не повод терять бдительность, так как в дело могут вмешаться хакеры. Чтобы противостоять им, требуется внимательно проверять письма, поступающие от стартаперов. Мошенники порой рассылают обращения к пользователям даже чаще, чем организаторы реальных ICO, поэтому следует уточнять всю поступающую информацию, в особенности — платежные реквизиты, и по другим каналам связи.
При этом стоит помнить, что злоумышленники могут заменить всего пару букв в нике или адресе сайта, чтобы перехватить потенциальных инвесторов. Так, например, из-за появления множества подставных аккаунтов в Telegram стартапу Morpheus.Network пришлось отложить предварительную продажу токенов на неделю, чтобы успеть проинформировать пользователей, что они не обращаются к покупателям напрямую в мессенджерах. Если бы создатели проекта вовремя не вмешались в происходящее, мошенники угробили бы их репутацию.
Можно выделить два основных вида мошенничества, с которым сталкиваются участники ICO.
В первом случае угроза исходит от самих создателей кампании. Так, например, широко известен случай исчезновения основателей стартапа Confido сразу после сбора инвестиций суммой почти в 375 тысяч долларов. Когда стало известно о мошенничестве, стоимость токена компании упала на 95%. Похожим образом исчезли создатели криптовалютного банка BitPetite и торговой платформы LoopX. Последняя успела собрать в биткоинах и эфире 4,5 миллиона доллара из запланированных 12 миллионов. Разработчики системы маркировки овощей Prodeum, заработавшие на ICO 6 миллионов долларов, и вовсе оставили на своем сайте вместо описания проекта прощальное послание инвесторам всего из одного слова — «penis».
Во вторую группу мошенников можно отнести хакеров. Они могут атаковать как создателей проекта, так и его инвесторов. По данным компании Positive Techonologies, уязвимости есть в каждом третьем ICO-проекте. Некоторые бреши позволяют заполучить доступ к сайту и поменять платежные реквизиты. Подобным образом, например, похитили 7 миллионов долларов через проект Coindash. Также злоумышленники могут создать сайт или страницу в соцсети с названием, похожим на новый ICO-проект, чтобы заманить туда пользователей. Для этого достаточно базовых знаний в веб-дизайне или умения пользоваться конструкторами сайтов и поисковиками.
Похожий принцип использовали для кражи криптовалюты у подписчиков Павла Дурова, Виталика Бутерина и Илона Маска. Его же применяют при массовой рассылке писем о начале ICO, в которых указываются кошельки хакеров. Кроме того, они могут использовать уязвимости в самих смарт-контрактах — системе заключения сделок в блокчейне. Летом 2016 года аноним нашел в коде фонда The DAO функцию, предназначенную для построения дочерних версий проекта, и с ее помощью вывел токены на 53 миллиона долларов.
Рассмотрим, как избежать рисков в обоих случаях — и на этапе выбора ICO, и непосредственно при вложении денег. Если некоторые слова и термины кажутся вам непонятным, рекомендуем ознакомиться с карточками «Что такое ICO и зачем его проводят».
Изображение: Cointelegraph
На что обращать внимание при выборе ICO
1
Кто реализует проект?
Для начала нужно убедиться, что над проектом работают реальные люди с необходимым для его реализации опытом и компетенциями. Для этого можно проверить профили участников стартапа в социальных сетях, в том числе в LinkedIn, по дате регистрации и наличию обновлений, а также списаться с некоторыми членами команды. Мошенники обычно либо не отвечают совсем, либо используют размытые формулировки.
«Часто мошеннические ICO берут снимки людей из фотобанков и выдумывают им фальшивую биографию. Не поленитесь зайти в сервис поиска по картинкам. Возможно, вы увидите заявленного основателя проекта на сайте ремонта бань. Или же им окажется Райан Гослинг в гриме», — предупреждает Владимир Смеркис, сооснователь системы управления инвестициям в криптовалюты Tokenbox.
В качестве удачных примеров, не вызывающих сомнений в добросовестности команды, он вспомнил проект TON основателя Telegram Павла Дурова и систему Polkadot от бывшего технического директора Ethereum Гэвина Вуда. Первому уже удалось привлечь 1,7 миллиарда долларов, а второму — более 145 миллионов.
Выступление Гэвина Вуда на конференции разработчиков. Фото: ethereum/twitter
Часто мошеннические ICO берут снимки людей из фотобанков и выдумывают им фальшивую биографию.
Эксперты также советуют проверять, знают ли специалисты и организации, указанные в партнерах, что они помогают проекту. Если связь — односторонняя, это фактор риска.
Кроме того, следует изучить контакты и реквизиты самого стартапа, решившего провести ICO. Сюда относятся и адрес регистрации компании, и ее телефон, и сведения о домене, и даже страницы в соцсетях и на форумах — например, на BitcoinTalk. Социальные медиа позволяют получить дополнительную информацию о проекте не только от его создателей, но и от других пользователей.
2
В чем суть бизнеса?
На этом этапе необходимо оценить коммерческие перспективы нового бизнеса. Обычно концепция ICO-проекта излагается в White Paper, а планы по его реализации указываются в Roadmap.
«В документах должны подробно описываться решаемая проблема, целевая аудитория, сам продукт и степень его готовности, команда и юридический статус проекта. Под любые расчеты необходима доказательная база: если есть оценки рынка, ниши или стоимости услуг конкурентов, должны быть ссылки на источники. Отсутствие каких-либо данных увеличивает риски», — уточнил исполнительный директор онлайн-платформы Blockchain.ru Всеволод Черемных.
Потенциальных инвесторов должны насторожить упоминания чрезмерно оптимистичных перспектив или указание нереальных сроков реализации намеченных планов. Это может свидетельствовать либо о недостаточной компетентности команды, что ставит под угрозу дальнейшее развитие бизнеса, либо о желании мошенников привлечь громкими обещаниями как можно больше пользователей.
Оказалось, что разработчики Prodeum, того самого проекта, закончившегося словом «penis», покупали фотографии у сервиса, размещающего надписи на теле. А потом выдавали их за фотографии своих сотрудников.
Кроме того, особое внимание при изучении документов рекомендуется обратить на формулировки. Зачастую создатели scam-проектов стараются писать так запутанно, что после прочтения так и остается загадкой, что именно предлагается покупателям.
3
Какие технологии использует компания?
При наличии грамотного описания проекта стоит уточнить, есть ли у него работающий прототип. Мошенники либо проигнорируют просьбу показать код, либо пришлют ссылку на чужую работу. В связи с этим рекомендуется проверять название проекта и данные аккаунта, в котором опубликованы файлы. Чтобы оценить технологический уровень разработок, можно обратиться за помощью к экспертам — например, через Toster или в телеграм-чатах.
Также следует проанализировать оправданность применения технологии блокчейн. Если она не дает никаких преимуществ по сравнению с обыкновенными централизованными решениями, стоит задуматься о целесообразности вложения денег в такой бизнес.
Вдобавок к самому проекту можно проанализировать его официальный сайт. Злоумышленники, например, часто забывают про SEO.
4
Что обещают покупателям токенов?
Чтобы после ICO не оказалось, что создатели проекта продают воздух, необходимо внимательно ознакомиться с инвестиционным соглашением и правилами распределения токенов, если таковые представлены на сайте. Также нужные данные могут быть указаны в White Paper. При наличии нескольких типов документов следует сверить, везде ли токены и правила их продажи описываются одинаково.
Пользователям могут предложить утилитарные или дивидендные токены. Первые можно обменять на товары и услуги компании, а вторые дают право участвовать в распределении будущей прибыли. Эксперты полагают, что лучше избегать проектов, работающих по принципу «купи дешевле — продай дороже», чтобы уменьшить риски, связанные со спекуляциями на рынке. Если проект предлагает дополнительные бонусы, доли участия и обратные выкупы, это повышает его шансы на получение инвестиций.
Топ проектов в ICO Rating на 20.06.2018
Более подробную информацию об ICO-проектах и их токенах можно найти на сайтах ICO Tracker, ICO Stats и ICO Rating. На последнем стартапы также отранжированы по рискованности вложений.
Как не попасться на уловки хакеров
Если понравившийся ICO-проект прошел проверку по указанному выше чек-листу, это еще не повод терять бдительность, так как в дело могут вмешаться хакеры. Чтобы противостоять им, требуется внимательно проверять письма, поступающие от стартаперов. Мошенники порой рассылают обращения к пользователям даже чаще, чем организаторы реальных ICO, поэтому следует уточнять всю поступающую информацию, в особенности — платежные реквизиты, и по другим каналам связи.
При этом стоит помнить, что злоумышленники могут заменить всего пару букв в нике или адресе сайта, чтобы перехватить потенциальных инвесторов. Так, например, из-за появления множества подставных аккаунтов в Telegram стартапу Morpheus.Network пришлось отложить предварительную продажу токенов на неделю, чтобы успеть проинформировать пользователей, что они не обращаются к покупателям напрямую в мессенджерах. Если бы создатели проекта вовремя не вмешались в происходящее, мошенники угробили бы их репутацию.