Linux это НЕ Windows(часть 2)
Linux это НЕ Windows — перевод статьи Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся, написанной Домиником Хамфризом (Dominic Humphries).
В данной статье я называю ОС GNU/Linux и различный свободный и открытый софт (Free & Open-Source Software, FOSS) обобщённым термином «линукс», так лаконичней и читается лучше.
Если уж ты попал на эту страницу, с большой вероятностью ты — относительно новый линуксовый пользователь, испытывающий проблемы перехода с Windows на Linux. Обычно переход приносит людям много проблем, из-за этого и написана данная статья. Проблемы при этом подразделяются на множество более мелких пунктов, — поэтому эта страница разбита на несколько проблемных областей.
Проблема третья : Культурный шок
Подпроблема 3-а: Культура действительно есть
Виндопользователи и производители ПО для виндозы находятся в более или менее потребительских отношениях: пользователи платят за софт, за гарантии, за поддержку и т. д. Они ждут некоторого уровня удобства использования от софта. Поэтому они привыкли к правам, поставляемым им с программным обеспечением: ведь они заплатили за техническую поддержку и имеют полное право потребовать и получить её. Виндопользователи также привыкли иметь дело скорее с сущностями, объектами, нежели чем с людьми: они заключают контракт с компанией, а не с конкретным человеком.
Линуксоиды представляют собой сообщество. Им не приходится покупать софт, они не привыкли платить за техническую поддержку. Они скачивают ПО бесплатно и используют IRC или другой Instant Messaging и веб-форумы для получения помощи. Они имеют дело с реальными людьми, а не корпорациями.
Пользователь Windows, мягко говоря, не будет любим сообществом линуксоидов, если попытается привнести своё обыкновенное потребительское отношение к софту.
Наибольшие причины трений легко проследить на примере онлайнового общения: линукс-новичок «3-а»-типа просит о помощи в текущей проблеме с софтом. Когда он не получает эту помощь в достаточном, как ему кажется, объёме, он начинает жаловаться и требовать лучшей поддержки, потому что это то, к чему он привык, получая платную техническую поддержку. Проблема в том, что это не платная поддержка. Это некоторое количество добровольцев, великодушно желающих помочь людям в их проблемах. Новые пользователи не имеют права ничего требовать от них, как и некто, принимающий подаяния, не имеет права требовать больших пожертвований от спонсора.
В той же мере пользователь винды привык к коммерческому ПО. Компании не релизят свой софт пока он не станет достаточно надёжным, функциональным и удобным в использовании. Итак, вот что пользователь Windows ждёт от ПО: оно должно начинаться с версии 1.0. Программное обеспечение линукса, наоборот, релизится практически сразу, как только оно написано, и начинается с версии 0.1. Благодаря этому люди, которые действительно желают получить функциональность, получают её как можно скорее, заинтересованные разработчики могут заняться улучшением кода, и сообщество в целом остаётся в курсе происходящего.
Если «3-а»-пользователь натыкается на проблемы с линуксом, он кричит, что софт не соответствует его стандартам, и он думает, что у него есть право получить свои стандарты. Его настроение отнюдь не улучшается, когда он слышит саркастические ответы «На вашем месте я бы потребовал деньги назад».
Итак, для избежания проблемы 3-а, всего лишь помни, что ты не платил ни тем разработчикам, которые сделали это программное обеспечение, ни тем людям, которые оказывают тебе онлайн-помощь. Они тебе ничего не должны.
Подпроблема 3-б: Новое и старое
Во многом линукс начинал свой путь как хакерское хобби (прим. корректора: это архаичное слово, обозначающее системных программистов, а не взломщиков). Он рос и привлекал всё больше увлечённых хакеров. Прошло довольно много времени, прежде чем не только технари научились запросто собирать пригодные к эксплуатации линукс-инсталляции. Линукс разрабатывался с девизом «От технарей, для технарей». И даже сегодня большая часть авторитетных пользователей линукса — откровенные технари (англ. geeks). И эта его сторона довольно полезна: если у тебя возникает проблема с железом или софтом, большое количество технарей, готовых выработать решение проблемы, — это определённо плюс. Но с тех пор линукс несколько подрос. Уже есть дистрибутивы, которые почти каждый может инсталлировать, даже дистрибутивы, работающие с CD-дисков и обнаруживающие всё твоё железо без каких-либо вмешательств. Линукс становится всё более привлекательным для неувлечённого пользователя, который заинтересован в нём потому, что линукс не подвержен действиям вирусов и дёшев в апгрейде. Нередко между этими двумя лагерями происходят трения. Впрочем, важно иметь в виду, что в действительности ни от какой из сторон не исходит реальной злобы — только недостаток понимания порождает проблемы. Во-первых, мы имеем жёстких технарей, которые всё ещё по умолчанию полагают, что любой пользователь линукса — такой же увлечённый технарь. Это значит, они предполагают высокий уровень знаний, и это часто приводит к обвинениям их в заносчивости, высокомерии и невежливости. И, по правде говоря, так оно иногда и бывает. Но довольно часто бывает и наоборот, заявление: «Все должны знать это,» — высокомерно. «Все знают это,» — на самом-то деле вовсе и не элитарно, пойми разницу. Во-вторых, мы имеем пользователей-новичков, которые пытаются осуществить переход после долгих лет использования коммерческих ОСей. Эти пользователи привыкли к коробочному ПО, которое любой может запустить и оно сразу заработает. Трения возникают, потому что первая группа состоит из людей, которым нравится разбирать свою ОСь на составные части, и собирать её обратно так, как им нравится, в то время как вторая группа более индифферентна к тому, как работает ОСь, пока та действительно работает без сбоев. Аналогичную ситуацию, чтобы подчеркнуть проблему, можно найти в примере с конструктором Лего. Представим себе следующее: Новичок: Я хотел новую игрушечную машинку, и все сходят с ума по поводу того, какие замечательные Лего-машинки могут быть. Вот я купил конструктор, но когда пришёл домой, и открыл коробку, там была всего лишь куча кирпичиков с зубчиками и прочая чепуха. Где моя машинка?? Бывалый: Ты должен сконструировать свою машинку из кирпичей. В этом и состоит смысл Лего. Новичок: Что?? Я не знаю как делать машины. Я не механик. Откуда я знаю как всё это собрать воедино?? Бывалый: В коробке с конструктором лежит инструкция. Там подробно объяснено, как соединить кирпичи вместе, чтобы собрать игрушечную машинку. Тебе не обязательно знать как разрабатываются машины, просто следуй инструкциям. Новичок: Ну хорошо, я нашёл инструкцию. Весь процесс займёт часы! Почему мне просто не продали игрушечную машинку, вместо этого я обязан собирать её?? Бывалый: Потому что не все хотят сделать из Лего игрушечную машинку. Из него можно собрать что душа пожелает. В этом и заключён смысл. Новичок: Всё равно не понимаю, почему не продают конструктор в виде готовой машинки, чтобы люди, которые хотят машинку, получили её, а другие смогли бы разобрать её на части, если уж им так хочется. Ну да ладно, я наконец-то собрал всё вместе, но некоторые кусочки иногда отваливаются. Что с ними делать? Я могу приклеить их? Бывалый: Это Лего. Он был разработан, чтобы разваливаться. В этом и есть смысл. Новичок: Но я не хочу, чтобы он разваливался. Я хочу просто игрушечную машинку! Бывалый: Тогда за каким дьяволом ты купил коробку Лего?? Почти каждому очевидно, что конструктор Лего не предназначен для людей, которым нужна просто игрушечная машинка. Мы не сталкиваемся со спорами, подобным вышеприведённому, в обычной жизни. Весь смысл конструктора в том, что ты получаешь удовольствие, собирая его, и можешь собрать что угодно. Если тебе неинтересно ничего собирать, Лего не для тебя. Это довольно очевидно. Постольку, поскольку дело касается давнишнего линукс-пользователя, вышеописанное имеет силу для линукса: это опенсорсный, полностью настраиваемый набор софта. Если ты не хочешь немного поиграться с компонентами, зачем тебе мучиться? Но в недавнем времени множество усилий были приложены для того, чтобы сделать линукс пригодным для не-хакеров; мы в ситуации, когда не за горами продажа предварительно собранных Лего-наборов, чтобы сделать их привлекательными для более широкой аудитории (однако это время уже наступило — прим. перев.). И значит, мы недалеко от таких разговоров, которые подобны вышеприведенному: новички жалуются на существование того, что устоявшееся сообщество пользователей рассматривает как фундаментальные черты, и негодуют по поводу необходимости читать инструкции, чтобы получить что-то работающее. Но жалобы на то, что существует слишком много дистрибутивов, или что у софта слишком много настроек, или что он не работает идеально «из коробки», — подобны жалобам на то, что из Лего можно собрать слишком много разных моделей, и неприятие того факта, что они могут быть разобраны обратно по кирпичикам и собраны в виде многих других вещей.
Итак, для избежания проблемы 3-б, помни лишь, что сегодняшний линукс не тот, что был в прошлом. Наибольшая и наиболее необходимая часть линукс-сообщества, хакеры и разработчики, любят линукс, потому что они могут настроить его так, как им нравится, а не несмотря на то, что приходится его собирать перед тем, как использовать.
Проблема четвёртая: Разработано для разработчика
В автомобильной промышленности трудно найти человека, который бы разрабатывал двигатели и одновременно интерьер машины: это два кардинально различающихся навыка. Никому не нужен мотор, который только выглядит мощным, или интерьер, который функционален, но тесен и уродлив. Аналогичным образом, в индустрии ПО интерфейс пользователя (user interface) как правило не разрабатывается теми же людьми, которые программируют функциональную часть.
Однако в мире линукса этот принцип часто нарушается: проекты обычно начинаются как игрушка для одного человека. Он делает всё сам, и поэтому интерфейс не нуждается в том, чтобы быть «дружественным по отношению к пользователю»: пользователь и так знает всё, что нужно знать о своём софте. Vi — хороший пример программы, нарочно созданной для пользователя, который уже знает, как она работает. Теперь, бывает, новые пользователи перезагружают компьютер, потому что не знают, как ещё можно выйти из vi.
Существует большая разница между FOSS-программистом и большинством коммерческих разработчиков софта: программы, которые создаёт FOSS-программист — это те программы, которые он же и собирается использовать.Это означает, что конечный результат может быть поначалу не особо «комфортным» для пользователя-новичка, однако он может предполагать комфортное пользование в дальнейшем, ведь софт разработан тем, кто знает, что нужно конечному пользователю, — он сам является конечным пользователем. Эта ситуация сильно отличается от коммерческой разработки ПО: там программисты пишут программы для других людей и не являются реальными конечными пользователями.
Таким образом, хотя vi имеет ужасно непривычный для новичков интерфейс, он широко используется сегодня, поскольку тому, кто однажды познал этот интерфейс, становится понятным всё его великолепие. Firefox был разработан людьми, которые регулярно серфят по Web-у. Gimp был сделан людьми, которые используют его для работы с графическими файлами. И так далее.
Интерфейсы программ под линукс для новичка немного похожи на минное поле. Несмотря на всю его популярность, vi никогда не станет выбором новичка, который хочет по-быстрому внести несколько изменений в файл. И если ты используешь определенный софт на ранних этапах его жизненого цикла, элегантный дружелюбный к пользователю интерфейс можно найти разве что в списке ToDo. Функциональность — всему голова. Никто не разрабатывает потрясающий интерфейс первым, а потом добавляет функциональность шаг за шагом. Сначала создают функциональность, а потом постепенно улучшают интерфейс.Итак, во избежание проблемы 4, ищи софтвер, специально предназначенный для облегчения пользования новичками, или прими как данность, что некоторое ПО имеет более крутую кривую обучения, чем та, к которой ты уже привык. Если ты будешь жаловаться на то, что vi слишком сложен для нового пользователя, ты будешь высмеян как человек, который за деревьями не увидел леса.
Linux это НЕ Windows — перевод статьи Для просмотра ссылки Войди
В данной статье я называю ОС GNU/Linux и различный свободный и открытый софт (Free & Open-Source Software, FOSS) обобщённым термином «линукс», так лаконичней и читается лучше.
Если уж ты попал на эту страницу, с большой вероятностью ты — относительно новый линуксовый пользователь, испытывающий проблемы перехода с Windows на Linux. Обычно переход приносит людям много проблем, из-за этого и написана данная статья. Проблемы при этом подразделяются на множество более мелких пунктов, — поэтому эта страница разбита на несколько проблемных областей.
Проблема третья : Культурный шок
Подпроблема 3-а: Культура действительно есть
Виндопользователи и производители ПО для виндозы находятся в более или менее потребительских отношениях: пользователи платят за софт, за гарантии, за поддержку и т. д. Они ждут некоторого уровня удобства использования от софта. Поэтому они привыкли к правам, поставляемым им с программным обеспечением: ведь они заплатили за техническую поддержку и имеют полное право потребовать и получить её. Виндопользователи также привыкли иметь дело скорее с сущностями, объектами, нежели чем с людьми: они заключают контракт с компанией, а не с конкретным человеком.
Линуксоиды представляют собой сообщество. Им не приходится покупать софт, они не привыкли платить за техническую поддержку. Они скачивают ПО бесплатно и используют IRC или другой Instant Messaging и веб-форумы для получения помощи. Они имеют дело с реальными людьми, а не корпорациями.
Пользователь Windows, мягко говоря, не будет любим сообществом линуксоидов, если попытается привнести своё обыкновенное потребительское отношение к софту.
Наибольшие причины трений легко проследить на примере онлайнового общения: линукс-новичок «3-а»-типа просит о помощи в текущей проблеме с софтом. Когда он не получает эту помощь в достаточном, как ему кажется, объёме, он начинает жаловаться и требовать лучшей поддержки, потому что это то, к чему он привык, получая платную техническую поддержку. Проблема в том, что это не платная поддержка. Это некоторое количество добровольцев, великодушно желающих помочь людям в их проблемах. Новые пользователи не имеют права ничего требовать от них, как и некто, принимающий подаяния, не имеет права требовать больших пожертвований от спонсора.
В той же мере пользователь винды привык к коммерческому ПО. Компании не релизят свой софт пока он не станет достаточно надёжным, функциональным и удобным в использовании. Итак, вот что пользователь Windows ждёт от ПО: оно должно начинаться с версии 1.0. Программное обеспечение линукса, наоборот, релизится практически сразу, как только оно написано, и начинается с версии 0.1. Благодаря этому люди, которые действительно желают получить функциональность, получают её как можно скорее, заинтересованные разработчики могут заняться улучшением кода, и сообщество в целом остаётся в курсе происходящего.
Если «3-а»-пользователь натыкается на проблемы с линуксом, он кричит, что софт не соответствует его стандартам, и он думает, что у него есть право получить свои стандарты. Его настроение отнюдь не улучшается, когда он слышит саркастические ответы «На вашем месте я бы потребовал деньги назад».
Итак, для избежания проблемы 3-а, всего лишь помни, что ты не платил ни тем разработчикам, которые сделали это программное обеспечение, ни тем людям, которые оказывают тебе онлайн-помощь. Они тебе ничего не должны.
Подпроблема 3-б: Новое и старое
Во многом линукс начинал свой путь как хакерское хобби (прим. корректора: это архаичное слово, обозначающее системных программистов, а не взломщиков). Он рос и привлекал всё больше увлечённых хакеров. Прошло довольно много времени, прежде чем не только технари научились запросто собирать пригодные к эксплуатации линукс-инсталляции. Линукс разрабатывался с девизом «От технарей, для технарей». И даже сегодня большая часть авторитетных пользователей линукса — откровенные технари (англ. geeks). И эта его сторона довольно полезна: если у тебя возникает проблема с железом или софтом, большое количество технарей, готовых выработать решение проблемы, — это определённо плюс. Но с тех пор линукс несколько подрос. Уже есть дистрибутивы, которые почти каждый может инсталлировать, даже дистрибутивы, работающие с CD-дисков и обнаруживающие всё твоё железо без каких-либо вмешательств. Линукс становится всё более привлекательным для неувлечённого пользователя, который заинтересован в нём потому, что линукс не подвержен действиям вирусов и дёшев в апгрейде. Нередко между этими двумя лагерями происходят трения. Впрочем, важно иметь в виду, что в действительности ни от какой из сторон не исходит реальной злобы — только недостаток понимания порождает проблемы. Во-первых, мы имеем жёстких технарей, которые всё ещё по умолчанию полагают, что любой пользователь линукса — такой же увлечённый технарь. Это значит, они предполагают высокий уровень знаний, и это часто приводит к обвинениям их в заносчивости, высокомерии и невежливости. И, по правде говоря, так оно иногда и бывает. Но довольно часто бывает и наоборот, заявление: «Все должны знать это,» — высокомерно. «Все знают это,» — на самом-то деле вовсе и не элитарно, пойми разницу. Во-вторых, мы имеем пользователей-новичков, которые пытаются осуществить переход после долгих лет использования коммерческих ОСей. Эти пользователи привыкли к коробочному ПО, которое любой может запустить и оно сразу заработает. Трения возникают, потому что первая группа состоит из людей, которым нравится разбирать свою ОСь на составные части, и собирать её обратно так, как им нравится, в то время как вторая группа более индифферентна к тому, как работает ОСь, пока та действительно работает без сбоев. Аналогичную ситуацию, чтобы подчеркнуть проблему, можно найти в примере с конструктором Лего. Представим себе следующее: Новичок: Я хотел новую игрушечную машинку, и все сходят с ума по поводу того, какие замечательные Лего-машинки могут быть. Вот я купил конструктор, но когда пришёл домой, и открыл коробку, там была всего лишь куча кирпичиков с зубчиками и прочая чепуха. Где моя машинка?? Бывалый: Ты должен сконструировать свою машинку из кирпичей. В этом и состоит смысл Лего. Новичок: Что?? Я не знаю как делать машины. Я не механик. Откуда я знаю как всё это собрать воедино?? Бывалый: В коробке с конструктором лежит инструкция. Там подробно объяснено, как соединить кирпичи вместе, чтобы собрать игрушечную машинку. Тебе не обязательно знать как разрабатываются машины, просто следуй инструкциям. Новичок: Ну хорошо, я нашёл инструкцию. Весь процесс займёт часы! Почему мне просто не продали игрушечную машинку, вместо этого я обязан собирать её?? Бывалый: Потому что не все хотят сделать из Лего игрушечную машинку. Из него можно собрать что душа пожелает. В этом и заключён смысл. Новичок: Всё равно не понимаю, почему не продают конструктор в виде готовой машинки, чтобы люди, которые хотят машинку, получили её, а другие смогли бы разобрать её на части, если уж им так хочется. Ну да ладно, я наконец-то собрал всё вместе, но некоторые кусочки иногда отваливаются. Что с ними делать? Я могу приклеить их? Бывалый: Это Лего. Он был разработан, чтобы разваливаться. В этом и есть смысл. Новичок: Но я не хочу, чтобы он разваливался. Я хочу просто игрушечную машинку! Бывалый: Тогда за каким дьяволом ты купил коробку Лего?? Почти каждому очевидно, что конструктор Лего не предназначен для людей, которым нужна просто игрушечная машинка. Мы не сталкиваемся со спорами, подобным вышеприведённому, в обычной жизни. Весь смысл конструктора в том, что ты получаешь удовольствие, собирая его, и можешь собрать что угодно. Если тебе неинтересно ничего собирать, Лего не для тебя. Это довольно очевидно. Постольку, поскольку дело касается давнишнего линукс-пользователя, вышеописанное имеет силу для линукса: это опенсорсный, полностью настраиваемый набор софта. Если ты не хочешь немного поиграться с компонентами, зачем тебе мучиться? Но в недавнем времени множество усилий были приложены для того, чтобы сделать линукс пригодным для не-хакеров; мы в ситуации, когда не за горами продажа предварительно собранных Лего-наборов, чтобы сделать их привлекательными для более широкой аудитории (однако это время уже наступило — прим. перев.). И значит, мы недалеко от таких разговоров, которые подобны вышеприведенному: новички жалуются на существование того, что устоявшееся сообщество пользователей рассматривает как фундаментальные черты, и негодуют по поводу необходимости читать инструкции, чтобы получить что-то работающее. Но жалобы на то, что существует слишком много дистрибутивов, или что у софта слишком много настроек, или что он не работает идеально «из коробки», — подобны жалобам на то, что из Лего можно собрать слишком много разных моделей, и неприятие того факта, что они могут быть разобраны обратно по кирпичикам и собраны в виде многих других вещей.
Итак, для избежания проблемы 3-б, помни лишь, что сегодняшний линукс не тот, что был в прошлом. Наибольшая и наиболее необходимая часть линукс-сообщества, хакеры и разработчики, любят линукс, потому что они могут настроить его так, как им нравится, а не несмотря на то, что приходится его собирать перед тем, как использовать.
Проблема четвёртая: Разработано для разработчика
В автомобильной промышленности трудно найти человека, который бы разрабатывал двигатели и одновременно интерьер машины: это два кардинально различающихся навыка. Никому не нужен мотор, который только выглядит мощным, или интерьер, который функционален, но тесен и уродлив. Аналогичным образом, в индустрии ПО интерфейс пользователя (user interface) как правило не разрабатывается теми же людьми, которые программируют функциональную часть.
Однако в мире линукса этот принцип часто нарушается: проекты обычно начинаются как игрушка для одного человека. Он делает всё сам, и поэтому интерфейс не нуждается в том, чтобы быть «дружественным по отношению к пользователю»: пользователь и так знает всё, что нужно знать о своём софте. Vi — хороший пример программы, нарочно созданной для пользователя, который уже знает, как она работает. Теперь, бывает, новые пользователи перезагружают компьютер, потому что не знают, как ещё можно выйти из vi.
Существует большая разница между FOSS-программистом и большинством коммерческих разработчиков софта: программы, которые создаёт FOSS-программист — это те программы, которые он же и собирается использовать.Это означает, что конечный результат может быть поначалу не особо «комфортным» для пользователя-новичка, однако он может предполагать комфортное пользование в дальнейшем, ведь софт разработан тем, кто знает, что нужно конечному пользователю, — он сам является конечным пользователем. Эта ситуация сильно отличается от коммерческой разработки ПО: там программисты пишут программы для других людей и не являются реальными конечными пользователями.
Таким образом, хотя vi имеет ужасно непривычный для новичков интерфейс, он широко используется сегодня, поскольку тому, кто однажды познал этот интерфейс, становится понятным всё его великолепие. Firefox был разработан людьми, которые регулярно серфят по Web-у. Gimp был сделан людьми, которые используют его для работы с графическими файлами. И так далее.
Интерфейсы программ под линукс для новичка немного похожи на минное поле. Несмотря на всю его популярность, vi никогда не станет выбором новичка, который хочет по-быстрому внести несколько изменений в файл. И если ты используешь определенный софт на ранних этапах его жизненого цикла, элегантный дружелюбный к пользователю интерфейс можно найти разве что в списке ToDo. Функциональность — всему голова. Никто не разрабатывает потрясающий интерфейс первым, а потом добавляет функциональность шаг за шагом. Сначала создают функциональность, а потом постепенно улучшают интерфейс.Итак, во избежание проблемы 4, ищи софтвер, специально предназначенный для облегчения пользования новичками, или прими как данность, что некоторое ПО имеет более крутую кривую обучения, чем та, к которой ты уже привык. Если ты будешь жаловаться на то, что vi слишком сложен для нового пользователя, ты будешь высмеян как человек, который за деревьями не увидел леса.
Последнее редактирование: