Проект закона о технологической политике РФ готов к рассмотрению.
Минэкономики Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся проект закона «О технологической политике в РФ» — документ, который устанавливает основы технологического развития РФ до 2030 года. Закон является развитием концепции технологического развития РФ, принятой в мае 2023 года и определившей цели госполитики в области технологического суверенитета, инновационного роста экономики и импортозамещения.
В Минэкономики подчеркнули, что законопроект разработан так, чтобы интегрироваться в существующую законодательную архитектуру без необходимости корректировки действующих законов.
Приоритеты в сфере технологического развития будут определены в виде списка критических (актуальных на данный момент) и перспективных (долгосрочных) технологий. Основой для определения критических технологий послужат проекты технологического суверенитета (на данный момент их десять — от производства станков, медикаментов и медицинских изделий до кораблей, самолетов и гражданских беспилотников). Критические технологии будут идентифицированы на ключевых этапах производства каждого проекта.
В области импортозамещения предусматривается ужесточение требований — наличие интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), люди и компетенции, средства производства. Это поможет исключить практику «переклейки» этикеток и маскировки условно иностранной продукции под отечественную. Основной акцент делается не на перенос производства в РФ, а на обеспечение контроля над производством на уровне национального законодательства (например, в других странах под управлением российских юридических лиц).
В рамках определения перспективных технологий правительство планирует пересмотреть механизмы прогнозирования, акцентируя внимание на прикладных научных прогнозах на период 10–15 лет с возможностью ежегодного обновления (возможной основой могут стать прогнозы «Национальной технологической инициативы»). В итоге должен быть составлен список конкретных технологий.
Поддержка развития критических и перспективных технологий будет осуществляться в основном за счет существующих механизмов поддержки, но изменится логика их распределения. Ведомства, которые в настоящее время действуют фактически как независимые структуры с различными механизмами поддержки, должны будут сконцентрировать бюджетные средства на новых приоритетах в рамках своих полномочий. На данный момент существует около 200 инструментов поддержки технологических инноваций, требующих пересмотра и фокусировки. Объемы финансирования механизмов концепции технологического суверенитета были ранее оценены в 3 трлн рублей. В правительстве при одобрении проекта бюджета на 2024–2026 годы технологическое развитие назвали одним из приоритетных направлений.
Еще один трек — формирование благоприятной среды для ускоренной разработки и внедрения инноваций. Если в первом случае создание приоритетов связано с координирующей роли государства, то во втором акцент сделан на создание институциональных условий - государство обеспечит условия, при которых бизнес будет заинтересован в создании инноваций. В законопроекте речь идет об инфраструктуре технологического развития — для проектирования, разработки и развития технологий, для их тестирования, для защиты и охраны прав на РИД, а также опытного и мелкосерийного производства. Документ также уточняет и закрепляет право на риск, как допущение возможности недостижения запланированных эффектов, правила оценки эффективности инструментов поддержки еще будут уточнены.
Законопроект определяет права и обязанности в области технологической политики для президента, федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, институтов инновационного развития, государственных корпораций и компаний, а также Российской академии наук. Документ вводит новые понятия, такие как высокотехнологичная продукция, деятельность в сфере технологического развития, ключевое техническое решение, технологические посредники и прочее. Одной из крупных новаций является создание специальных правовых режимов для поддержки текущего уровня производства высокотехнологичной продукции, ускоренной разработки технологий, а также поддержки долгосрочных изменений. Этот режим не будет ограничен территориально, только временем, и точечные изъятия из регулирования и отводится на уровень президента. Среди возможных инструментов — особенности распоряжения исключительными правами, ускоренная сертификация технологий, особые правила раскрытия информации при экспорте и импорте технологий.
Согласно информации из экономического блока правительства, ожидается, что законопроект будет принят в Госдуме в течение весенней сессии 2024 года.
Минэкономики Для просмотра ссылки Войди
В Минэкономики подчеркнули, что законопроект разработан так, чтобы интегрироваться в существующую законодательную архитектуру без необходимости корректировки действующих законов.
Приоритеты в сфере технологического развития будут определены в виде списка критических (актуальных на данный момент) и перспективных (долгосрочных) технологий. Основой для определения критических технологий послужат проекты технологического суверенитета (на данный момент их десять — от производства станков, медикаментов и медицинских изделий до кораблей, самолетов и гражданских беспилотников). Критические технологии будут идентифицированы на ключевых этапах производства каждого проекта.
В области импортозамещения предусматривается ужесточение требований — наличие интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), люди и компетенции, средства производства. Это поможет исключить практику «переклейки» этикеток и маскировки условно иностранной продукции под отечественную. Основной акцент делается не на перенос производства в РФ, а на обеспечение контроля над производством на уровне национального законодательства (например, в других странах под управлением российских юридических лиц).
В рамках определения перспективных технологий правительство планирует пересмотреть механизмы прогнозирования, акцентируя внимание на прикладных научных прогнозах на период 10–15 лет с возможностью ежегодного обновления (возможной основой могут стать прогнозы «Национальной технологической инициативы»). В итоге должен быть составлен список конкретных технологий.
Поддержка развития критических и перспективных технологий будет осуществляться в основном за счет существующих механизмов поддержки, но изменится логика их распределения. Ведомства, которые в настоящее время действуют фактически как независимые структуры с различными механизмами поддержки, должны будут сконцентрировать бюджетные средства на новых приоритетах в рамках своих полномочий. На данный момент существует около 200 инструментов поддержки технологических инноваций, требующих пересмотра и фокусировки. Объемы финансирования механизмов концепции технологического суверенитета были ранее оценены в 3 трлн рублей. В правительстве при одобрении проекта бюджета на 2024–2026 годы технологическое развитие назвали одним из приоритетных направлений.
Еще один трек — формирование благоприятной среды для ускоренной разработки и внедрения инноваций. Если в первом случае создание приоритетов связано с координирующей роли государства, то во втором акцент сделан на создание институциональных условий - государство обеспечит условия, при которых бизнес будет заинтересован в создании инноваций. В законопроекте речь идет об инфраструктуре технологического развития — для проектирования, разработки и развития технологий, для их тестирования, для защиты и охраны прав на РИД, а также опытного и мелкосерийного производства. Документ также уточняет и закрепляет право на риск, как допущение возможности недостижения запланированных эффектов, правила оценки эффективности инструментов поддержки еще будут уточнены.
Законопроект определяет права и обязанности в области технологической политики для президента, федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, институтов инновационного развития, государственных корпораций и компаний, а также Российской академии наук. Документ вводит новые понятия, такие как высокотехнологичная продукция, деятельность в сфере технологического развития, ключевое техническое решение, технологические посредники и прочее. Одной из крупных новаций является создание специальных правовых режимов для поддержки текущего уровня производства высокотехнологичной продукции, ускоренной разработки технологий, а также поддержки долгосрочных изменений. Этот режим не будет ограничен территориально, только временем, и точечные изъятия из регулирования и отводится на уровень президента. Среди возможных инструментов — особенности распоряжения исключительными правами, ускоренная сертификация технологий, особые правила раскрытия информации при экспорте и импорте технологий.
Согласно информации из экономического блока правительства, ожидается, что законопроект будет принят в Госдуме в течение весенней сессии 2024 года.
- Источник новости
- www.securitylab.ru