Закон открыл занавес: что стоит за рекомендациями наших любимых платформ?
Компании, такие как VK, «Яндекс», Ozon, Wildberries, «Сбермаркет», «М.видео-Эльдорадо», ivi, Start, опубликовали на своих сайтах информацию о том, как они используют рекомендательные алгоритмы и «колдунщики». Это требование нового закона о рекомендательных алгоритмах, который вступил в силу 1 октября 2023 года. Закон касается социальных сетей, онлайн-магазинов, видеосервисов и других платформ.
Рекомендательные алгоритмы (включая «колдунщики» поисковиков) помогают онлайн-сервисам подбирать и сортировать данные, которые показываются пользователю в ответ на его запрос. По закону сервисы должны публиковать правила использования алгоритмизированных данных. В этих правилах должно быть описано, какие данные собираются, как они систематизируются и анализируются, а также как они используются для таргетирования запросов пользователей. Также должны быть указаны виды и источники данных для таргетирования.
Владельцы сайтов и сервисов, использующих рекомендательные алгоритмы, приступили к исполнению закона, подтвердили Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся в Роскомнадзоре (РКН).
Большинство крупных сервисов, таких как «Яндекс», VK, Wildberries, Ozon, «М.видео-Эльдорадо», ivi, Start, также сообщили изданию, что они выполняют требования закона и разместили на своих ресурсах информацию о применении рекомендательных технологий.
Роскомнадзор может проверить соблюдение закона и запросить у владельца сервиса информацию о рекомендательных технологиях, а также доступ к программным и техническим средствам для их оценки, рассказывали юристы. Если РКН обнаружит нарушения, то он потребует их исправить в течение 10 дней, а если это не будет сделано, то пошлет еще одно уведомление с требованием прекратить использование рекомендательных технологий. Если владелец сервиса не выполнит требование РКН в течение суток после получения уведомления, то РКН заблокирует сервис через операторов связи.
Мониторинг активности пользователей
На главной странице «Яндекса» в выпадающем меню ниже пользовательского соглашения появился пункт «Правила рекомендаций», в котором рассказывается о работе всех сервисов экосистемы: поиска, «Яндекс.Музыки», «Кинопоиска», «Букмейта», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Лавки», «Яндекс.Маркета» и других. Например, «Яндекс» анализирует историю поисковых запросов пользователя, клики по ссылкам в выдаче и время возврата на страницу поиска, информацию об устройстве пользователя, геолокацию, cookie-файлы, язык запросов и страниц в выдаче.
В «Яндекс.Музыке» также учитываются лайки и настройки предпочтений – настроение треков, степень знакомства, похожесть на другой контент, а в «Кинопоиске» – история поиска тайтлов, их оценки и добавления в коллекцию.
VK, в своем видео от 30 сентября на стартовой странице соцсети, также рассказал о том, что компания применяет рекомендательные технологии. Далее ссылка ведет на страницу с более подробной информацией о том, как ресурс применяет рекомендательные технологии. Информация дублируется на главной странице соцсети.
«Пользователи могут влиять на факт и очередность показа контента, повышая или понижая их рейтинг», – поясняется в правилах VK. Соцсеть собирает данные о действиях пользователя на сайте, например о лайках, репостах, подписках, жалобах и скрытиях из ленты.
У Ozon в меню есть раздел «Работа алгоритмов Ozon», а на сайте Wildberries внизу страницы есть извещение о применении рекомендательных технологий. У «Сбермаркета» есть вкладка «Политика рекомендаций». Ozon использует около 300 параметров товара – характеристики, рейтинг и покупательское поведение (заказ, просмотр или добавление в корзину), говорится в правилах. Wildberries собирает данные о действиях пользователя на сайте, например о провайдере, браузере и операционной системе пользователя, а также разрешении и цветности экрана на устройстве, указано на сайте.
У «Сбермаркета» создание рекомендаций предполагает пять этапов: сбор, систематизацию, применение методов машинного обучения, проверку и выведение рекомендаций. Правила применения рекомендательных технологий у сервиса Start размещены в разделе юридических документов. Из них следует, что онлайн-кинотеатр учитывает предпочитаемые жанры (по просмотренному контенту и действиям пользователей), частоту просмотра, а также досматривание контента пользователем до конца. Видеосервис ivi изучает информацию по просмотрам, покупкам, добавлению в избранное, оценкам и обратной связи.
Новая редакция закона не требует от сервисов раскрывать коммерческие детали рекомендательных алгоритмов, однако обязывает делать их прозрачными для пользователей, утверждают эксперты.
Зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин напомнил, что зарубежные сервисы, присутствующие на российском рынке, также в полном объёме обязаны соблюдать новые требования российского законодательства. Однако YouTube и Google пока не раскрыли принципы работы алгоритмов в полной мере.
Компании, такие как VK, «Яндекс», Ozon, Wildberries, «Сбермаркет», «М.видео-Эльдорадо», ivi, Start, опубликовали на своих сайтах информацию о том, как они используют рекомендательные алгоритмы и «колдунщики». Это требование нового закона о рекомендательных алгоритмах, который вступил в силу 1 октября 2023 года. Закон касается социальных сетей, онлайн-магазинов, видеосервисов и других платформ.
Рекомендательные алгоритмы (включая «колдунщики» поисковиков) помогают онлайн-сервисам подбирать и сортировать данные, которые показываются пользователю в ответ на его запрос. По закону сервисы должны публиковать правила использования алгоритмизированных данных. В этих правилах должно быть описано, какие данные собираются, как они систематизируются и анализируются, а также как они используются для таргетирования запросов пользователей. Также должны быть указаны виды и источники данных для таргетирования.
Владельцы сайтов и сервисов, использующих рекомендательные алгоритмы, приступили к исполнению закона, подтвердили Для просмотра ссылки Войди
Большинство крупных сервисов, таких как «Яндекс», VK, Wildberries, Ozon, «М.видео-Эльдорадо», ivi, Start, также сообщили изданию, что они выполняют требования закона и разместили на своих ресурсах информацию о применении рекомендательных технологий.
Роскомнадзор может проверить соблюдение закона и запросить у владельца сервиса информацию о рекомендательных технологиях, а также доступ к программным и техническим средствам для их оценки, рассказывали юристы. Если РКН обнаружит нарушения, то он потребует их исправить в течение 10 дней, а если это не будет сделано, то пошлет еще одно уведомление с требованием прекратить использование рекомендательных технологий. Если владелец сервиса не выполнит требование РКН в течение суток после получения уведомления, то РКН заблокирует сервис через операторов связи.
Мониторинг активности пользователей
На главной странице «Яндекса» в выпадающем меню ниже пользовательского соглашения появился пункт «Правила рекомендаций», в котором рассказывается о работе всех сервисов экосистемы: поиска, «Яндекс.Музыки», «Кинопоиска», «Букмейта», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Лавки», «Яндекс.Маркета» и других. Например, «Яндекс» анализирует историю поисковых запросов пользователя, клики по ссылкам в выдаче и время возврата на страницу поиска, информацию об устройстве пользователя, геолокацию, cookie-файлы, язык запросов и страниц в выдаче.
В «Яндекс.Музыке» также учитываются лайки и настройки предпочтений – настроение треков, степень знакомства, похожесть на другой контент, а в «Кинопоиске» – история поиска тайтлов, их оценки и добавления в коллекцию.
VK, в своем видео от 30 сентября на стартовой странице соцсети, также рассказал о том, что компания применяет рекомендательные технологии. Далее ссылка ведет на страницу с более подробной информацией о том, как ресурс применяет рекомендательные технологии. Информация дублируется на главной странице соцсети.
«Пользователи могут влиять на факт и очередность показа контента, повышая или понижая их рейтинг», – поясняется в правилах VK. Соцсеть собирает данные о действиях пользователя на сайте, например о лайках, репостах, подписках, жалобах и скрытиях из ленты.
У Ozon в меню есть раздел «Работа алгоритмов Ozon», а на сайте Wildberries внизу страницы есть извещение о применении рекомендательных технологий. У «Сбермаркета» есть вкладка «Политика рекомендаций». Ozon использует около 300 параметров товара – характеристики, рейтинг и покупательское поведение (заказ, просмотр или добавление в корзину), говорится в правилах. Wildberries собирает данные о действиях пользователя на сайте, например о провайдере, браузере и операционной системе пользователя, а также разрешении и цветности экрана на устройстве, указано на сайте.
У «Сбермаркета» создание рекомендаций предполагает пять этапов: сбор, систематизацию, применение методов машинного обучения, проверку и выведение рекомендаций. Правила применения рекомендательных технологий у сервиса Start размещены в разделе юридических документов. Из них следует, что онлайн-кинотеатр учитывает предпочитаемые жанры (по просмотренному контенту и действиям пользователей), частоту просмотра, а также досматривание контента пользователем до конца. Видеосервис ivi изучает информацию по просмотрам, покупкам, добавлению в избранное, оценкам и обратной связи.
Новая редакция закона не требует от сервисов раскрывать коммерческие детали рекомендательных алгоритмов, однако обязывает делать их прозрачными для пользователей, утверждают эксперты.
Зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин напомнил, что зарубежные сервисы, присутствующие на российском рынке, также в полном объёме обязаны соблюдать новые требования российского законодательства. Однако YouTube и Google пока не раскрыли принципы работы алгоритмов в полной мере.
- Источник новости
- www.securitylab.ru