Минэкономразвития настаивает на снижении размера санкций.
Снижение штрафов за утечки персональных данных, которые пока ещё не утверждены, является необоснованным и приведёт к тому, что инициатива утратит свою эффективность. Такую точку зрения высказали разработчики законопроекта, устанавливающего санкции до 500 миллионов рублей за инциденты, связанные с утечками личных данных. В то же время представители бизнеса предлагают ввести смягчающие обстоятельства, которые позволят избежать штрафов или значительно их уменьшить. Как Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся «Парламентская газета», обсуждения продолжаются.
С начала 2024 года в публичном доступе оказалось около полумиллиарда записей, содержащих персональные данные россиян, сообщил изданию глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. Он является соавтором законопроекта, который вводит серьёзные штрафные санкции, включая оборотные штрафы, зависящие от выручки компаний, допустивших утечку данных. Документ был принят в первом чтении в декабре, и в настоящее время ведётся работа над поправками. Одной из таких поправок стало предложение Минэкономразвития, основанное на консультациях с бизнес-сообществом.
Ведомство предложило снизить размер штрафов для юридических лиц по сравнению с изначальными положениями законопроекта: в два раза — до 1,5-2 миллионов рублей, если утечка затронула от одной до десяти тысяч пользователей; в три раза — до 3-5 миллионов рублей, если пострадало более ста тысяч субъектов персональных данных. Однако предложено сохранить оборотные штрафы за повторные утечки в том же диапазоне — от 0,1 до 3 процентов от выручки или капитала кредитной организации, но с уменьшением максимальной суммы штрафа до 50 миллионов рублей.
Эти предложения будут обсуждаться, но «смягчение необоснованно и выхолащивает саму суть инициативы», заявил Александр Хинштейн. По его словам, «без осознания оператором своей ответственности и понимания того, что за утечки придётся заплатить, никаких кардинальных перемен не произойдёт».
Крупные операторы персональных данных с самого начала критиковали законопроект, указывая на слишком высокие штрафы, как рассказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова. Однако она согласилась с Хинштейном, что именно высокие штрафы должны стимулировать компании инвестировать в информационную безопасность. Александр Хинштейн добавил, что, если штрафы будут слишком низкими, «компаниям станет дешевле откупаться, чем вкладываться в создание инфраструктуры информационной безопасности».
Помимо снижения штрафов, в Минэкономразвития предложили предусмотреть смягчающие ответственность компаний обстоятельства. Например, высокие расходы на безопасность — минимум 0,1 процента выручки. В «Ассоциации больших данных» (АБД) подтвердили изданию, что подобные предложения обсуждаются и поддерживаются крупными операторами. В АБД полагают, что законопроект должен уточнять состав правонарушений.
Кроме того, в АБД предложили другие меры по смягчению ответственности компаний, направленные на «стимулирование бизнеса усиливать защиту данных и мотивировать инвестировать в безопасность, а не просто закладывать штрафы в бюджет».
По оценкам, в России более пяти миллионов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются операторами персональных данных. В Комитете Госдумы по информационной политике уверены, что не все компании могут самостоятельно обеспечить защиту данных, особенно в условиях кибервойны. Одним из предложений стало создание специальных доверенных операторов, которые смогут хранить данные компаний, неспособных обеспечить их защиту.
О создании профессиональных операторов данных заявил и член Совета по правам человека Игорь Ашманов. Он добавил, что доступ к этим данным будет ограничен, а другие компании смогут запрашивать информацию при необходимости.
Вопрос о том, будут ли поправки о «супероператорах» включены в законопроект о штрафах за утечки, пока остаётся открытым. Однако Александр Хинштейн надеется, что закон будет принят до конца 2024 года.
Снижение штрафов за утечки персональных данных, которые пока ещё не утверждены, является необоснованным и приведёт к тому, что инициатива утратит свою эффективность. Такую точку зрения высказали разработчики законопроекта, устанавливающего санкции до 500 миллионов рублей за инциденты, связанные с утечками личных данных. В то же время представители бизнеса предлагают ввести смягчающие обстоятельства, которые позволят избежать штрафов или значительно их уменьшить. Как Для просмотра ссылки Войди
С начала 2024 года в публичном доступе оказалось около полумиллиарда записей, содержащих персональные данные россиян, сообщил изданию глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. Он является соавтором законопроекта, который вводит серьёзные штрафные санкции, включая оборотные штрафы, зависящие от выручки компаний, допустивших утечку данных. Документ был принят в первом чтении в декабре, и в настоящее время ведётся работа над поправками. Одной из таких поправок стало предложение Минэкономразвития, основанное на консультациях с бизнес-сообществом.
Ведомство предложило снизить размер штрафов для юридических лиц по сравнению с изначальными положениями законопроекта: в два раза — до 1,5-2 миллионов рублей, если утечка затронула от одной до десяти тысяч пользователей; в три раза — до 3-5 миллионов рублей, если пострадало более ста тысяч субъектов персональных данных. Однако предложено сохранить оборотные штрафы за повторные утечки в том же диапазоне — от 0,1 до 3 процентов от выручки или капитала кредитной организации, но с уменьшением максимальной суммы штрафа до 50 миллионов рублей.
Эти предложения будут обсуждаться, но «смягчение необоснованно и выхолащивает саму суть инициативы», заявил Александр Хинштейн. По его словам, «без осознания оператором своей ответственности и понимания того, что за утечки придётся заплатить, никаких кардинальных перемен не произойдёт».
Крупные операторы персональных данных с самого начала критиковали законопроект, указывая на слишком высокие штрафы, как рассказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова. Однако она согласилась с Хинштейном, что именно высокие штрафы должны стимулировать компании инвестировать в информационную безопасность. Александр Хинштейн добавил, что, если штрафы будут слишком низкими, «компаниям станет дешевле откупаться, чем вкладываться в создание инфраструктуры информационной безопасности».
Помимо снижения штрафов, в Минэкономразвития предложили предусмотреть смягчающие ответственность компаний обстоятельства. Например, высокие расходы на безопасность — минимум 0,1 процента выручки. В «Ассоциации больших данных» (АБД) подтвердили изданию, что подобные предложения обсуждаются и поддерживаются крупными операторами. В АБД полагают, что законопроект должен уточнять состав правонарушений.
Кроме того, в АБД предложили другие меры по смягчению ответственности компаний, направленные на «стимулирование бизнеса усиливать защиту данных и мотивировать инвестировать в безопасность, а не просто закладывать штрафы в бюджет».
По оценкам, в России более пяти миллионов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются операторами персональных данных. В Комитете Госдумы по информационной политике уверены, что не все компании могут самостоятельно обеспечить защиту данных, особенно в условиях кибервойны. Одним из предложений стало создание специальных доверенных операторов, которые смогут хранить данные компаний, неспособных обеспечить их защиту.
О создании профессиональных операторов данных заявил и член Совета по правам человека Игорь Ашманов. Он добавил, что доступ к этим данным будет ограничен, а другие компании смогут запрашивать информацию при необходимости.
Вопрос о том, будут ли поправки о «супероператорах» включены в законопроект о штрафах за утечки, пока остаётся открытым. Однако Александр Хинштейн надеется, что закон будет принят до конца 2024 года.
- Источник новости
- www.securitylab.ru