Количество малых закупок Microsoft выросло вдвое.
В России за десять месяцев 2024 года закупки операционной системы Windows госкомпаниями и госкорпорациями, подпадающими под действие 223-ФЗ, сократились на 69%: если в аналогичный период 2023 года на эти цели было потрачено 23 млн руб., то в текущем году сумма снизилась до 7 млн руб. Сокращение также затронуло офисные пакеты Microsoft Office: на их приобретение с января по октябрь 2024 года государственные компании выделили лишь 3 млн руб., что на 75% меньше, чем в прошлом году (12 млн руб.).
По совокупным данным «Контур.Закупки» о закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ (для госорганов), включая закупки малого объема, в 2024 году на продукцию Microsoft было израсходовано 24,1 млн руб., тогда как в 2023 году — 52,5 млн руб.
Однако данные, предоставленные электронной торговой площадкой «Росэлторг», дают несколько иную картину. По их информации, закупки Windows по 223-ФЗ сократились на 21% в денежном выражении, до 35,5 млн руб., а в количественном выражении — на 5%, до 55 тендеров. По 44-ФЗ сокращение составило 14% в денежном выражении (до 22,7 млн руб.) и 12% в количестве тендеров (до 99).
Несмотря на общее снижение объемов закупок, в «Контур.Закупках» отметили, что госкомпании пока не готовы полностью отказаться от продукции Microsoft, продолжая закупать «остатки» Office и Microsoft 365 версий 2019 и 2021 годов. Количество таких закупок малого объема увеличилось год к году почти в два раза, однако их общая сумма сократилась с 3,2 млн до 2,4 млн руб. Представители компании объясняют это тем, что некоторые российские организации не могут отказаться от американского ПО из-за отсутствия замены для определенных программ, например, облачного хранилища OneDrive или приложения Publisher.
Летом 2023 года в рамках ПМЭФ министр цифрового развития Максут Шадаев сообщил, что президент Владимир Путин поручил госкомпаниям с 2025 года перейти на российские операционные системы и офисные программы, писали «Ведомости». Минцифры не предоставило ответ на запрос «Ъ».
Эксперты отрасли отмечают несколько ключевых факторов, влияющих на текущую ситуацию. Специалисты подчеркивают, что пользователям, включая госслужащих, особенно трудно менять сформировавшиеся привычки и перестраивать рабочие процессы вокруг новых IT-инструментов. При этом госкомпании, продолжающие использовать зарубежное программное обеспечение, рискуют потерять данные и доступ к сервисам внутри организации из-за возможных блокировок со стороны Microsoft.
Аналитики отмечают, что продолжающаяся закупка продукции Microsoft госкомпаниями может быть связана с тем, что руководство американской корпорации намеренно снижает цены на свой софт в России, не желая терять этот рынок. Эксперты также указывают на существенную проблему: в реестре российского программного обеспечения Минцифры до сих пор присутствуют программы, работающие только под управлением американской Windows. При этом планируется ввести требования к программам в реестре по обязательной поддержке отечественных ОС, но пока такие изменения не внесены.
Эксперты также предупреждают, что в случае введения новых санкций или ограничения доступа к западному ПО организации могут столкнуться со значительными трудностями, в том числе и финансовыми. Специалисты подчеркивают, что для замены иностранного софта на российский необходимы госпрограммы по обучению госслужащих и сотрудников работе на российском ПО, а также существенные инвестиции в развитие отечественного программного обеспечения. Хотя этот процесс может занять значительное время, с учетом текущих реалий он является необходимым. По оценкам аналитиков, помимо времени для переориентации сотрудников и госслужащих, самим разработчикам отечественного ПО может потребоваться 14–15 лет для создания аналогов иностранных программ, которые еще не разработали в РФ.
В России за десять месяцев 2024 года закупки операционной системы Windows госкомпаниями и госкорпорациями, подпадающими под действие 223-ФЗ, сократились на 69%: если в аналогичный период 2023 года на эти цели было потрачено 23 млн руб., то в текущем году сумма снизилась до 7 млн руб. Сокращение также затронуло офисные пакеты Microsoft Office: на их приобретение с января по октябрь 2024 года государственные компании выделили лишь 3 млн руб., что на 75% меньше, чем в прошлом году (12 млн руб.).
По совокупным данным «Контур.Закупки» о закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ (для госорганов), включая закупки малого объема, в 2024 году на продукцию Microsoft было израсходовано 24,1 млн руб., тогда как в 2023 году — 52,5 млн руб.
Однако данные, предоставленные электронной торговой площадкой «Росэлторг», дают несколько иную картину. По их информации, закупки Windows по 223-ФЗ сократились на 21% в денежном выражении, до 35,5 млн руб., а в количественном выражении — на 5%, до 55 тендеров. По 44-ФЗ сокращение составило 14% в денежном выражении (до 22,7 млн руб.) и 12% в количестве тендеров (до 99).
Несмотря на общее снижение объемов закупок, в «Контур.Закупках» отметили, что госкомпании пока не готовы полностью отказаться от продукции Microsoft, продолжая закупать «остатки» Office и Microsoft 365 версий 2019 и 2021 годов. Количество таких закупок малого объема увеличилось год к году почти в два раза, однако их общая сумма сократилась с 3,2 млн до 2,4 млн руб. Представители компании объясняют это тем, что некоторые российские организации не могут отказаться от американского ПО из-за отсутствия замены для определенных программ, например, облачного хранилища OneDrive или приложения Publisher.
Летом 2023 года в рамках ПМЭФ министр цифрового развития Максут Шадаев сообщил, что президент Владимир Путин поручил госкомпаниям с 2025 года перейти на российские операционные системы и офисные программы, писали «Ведомости». Минцифры не предоставило ответ на запрос «Ъ».
Эксперты отрасли отмечают несколько ключевых факторов, влияющих на текущую ситуацию. Специалисты подчеркивают, что пользователям, включая госслужащих, особенно трудно менять сформировавшиеся привычки и перестраивать рабочие процессы вокруг новых IT-инструментов. При этом госкомпании, продолжающие использовать зарубежное программное обеспечение, рискуют потерять данные и доступ к сервисам внутри организации из-за возможных блокировок со стороны Microsoft.
Аналитики отмечают, что продолжающаяся закупка продукции Microsoft госкомпаниями может быть связана с тем, что руководство американской корпорации намеренно снижает цены на свой софт в России, не желая терять этот рынок. Эксперты также указывают на существенную проблему: в реестре российского программного обеспечения Минцифры до сих пор присутствуют программы, работающие только под управлением американской Windows. При этом планируется ввести требования к программам в реестре по обязательной поддержке отечественных ОС, но пока такие изменения не внесены.
Эксперты также предупреждают, что в случае введения новых санкций или ограничения доступа к западному ПО организации могут столкнуться со значительными трудностями, в том числе и финансовыми. Специалисты подчеркивают, что для замены иностранного софта на российский необходимы госпрограммы по обучению госслужащих и сотрудников работе на российском ПО, а также существенные инвестиции в развитие отечественного программного обеспечения. Хотя этот процесс может занять значительное время, с учетом текущих реалий он является необходимым. По оценкам аналитиков, помимо времени для переориентации сотрудников и госслужащих, самим разработчикам отечественного ПО может потребоваться 14–15 лет для создания аналогов иностранных программ, которые еще не разработали в РФ.
- Источник новости
- www.securitylab.ru