Поправки в Налоговый кодекс ужесточают контроль над затратами.
В расходах бизнеса для определения налога на прибыль Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся затраты на рекламу, не зарегистрированную в Роскомнадзоре, а также на заблокированных интернет-ресурсах. Соответствующие изменения внесены в законопроект о поправках в Налоговый кодекс. Поправки одобрены профильным комитетом Госдумы и вынесены на второе чтение, которое состоится 26 ноября, согласно данным системы обеспечения законодательной деятельности.
Инициатива не нова: подобные изменения Для просмотра ссылки Войдиили Зарегистрируйся ровно год назад, однако тогда предложение не было принято. Немаркированная реклама запрещена законом «О рекламе», однако в Налоговом кодексе оставалась лазейка, позволяющая учитывать такие расходы при налогообложении. Вопрос запрета рекламы на заблокированных ресурсах активно обсуждается с лета 2024 года.
Предлагаемые поправки затронут пункт 44 статьи 270 Налогового кодекса, который определяет перечень расходов, не подлежащих учету при расчете налоговой базы. В случае принятия изменений компании лишатся возможности учитывать затраты на интернет-рекламу в следующих ситуациях:
По словам специалистов, предлагаемые изменения в Налоговый кодекс направлены на устранение противоречий, при которых расходы на рекламу учитывались, даже если размещение нарушало законодательство о рекламе или нормы о противодействии экстремистской деятельности. Такая лазейка возникла из-за прямого толкования положений Налогового кодекса.
Как отмечают юристы, законодательство в сфере рекламы становится более строгим. С сентября 2022 года закон обязывает передавать сведения о любой рекламной интеграции в Роскомнадзор. В 2024 году введен запрет на рекламу на ресурсах, признанных иностранными агентами, а также на заблокированных и экстремистских платформах.
Поправки в Налоговый кодекс вводят правило, согласно которому расходы на рекламу, если сведения о ней не переданы в Роскомнадзор, считаются необоснованными и не могут учитываться при расчете налогооблагаемой базы. Запрет также распространяется на затраты, связанные с рекламой на заблокированных интернет-ресурсах, что соответствует законопроекту, ранее одобренному в первом чтении, о полном запрете рекламы на таких платформах. Кроме того, поправки исключают из расходов на прибыль затраты на продвижение у иностранных агентов, что согласуется с действующим с марта 2024 года запретом. Во всех указанных случаях законодатель исходит из того, что такие расходы экономически необоснованны с позиции налогового учета.
Эксперты считают, что изменения в Налоговый кодекс логично согласуются с отраслевым законодательством «О рекламе», однако их реализация может вступить в противоречие с судебной практикой. Ранее суды придерживались позиции, что нарушение отраслевых норм не должно влечь за собой негативных налоговых последствий для налогоплательщика. Более того, существовали случаи, когда суды признавали рекламные расходы допустимыми для налогообложения, даже если реклама размещалась с нарушением законодательства.
Рынок легальной интернет-рекламы в России за первую половину 2024 года оценивался Роскомнадзором в 381 млрд рублей. Эта сумма включает только те расходы, которые соответствуют действующему законодательству. Однако аналитики предполагают, что реальные объемы значительно больше. По данным различных агентств, доля рекламных бюджетов, потраченных на продвижение через заблокированные ресурсы и иноагентов, остается небольшой. В 2023 году такие затраты составили 133 млн рублей, а в первом полугодии 2024 года — 46,7 млн рублей.
Реклама на заблокированных в России ресурсах не оценивается, а схема ее размещения нелинейна. С 2022 года рекламные кабинеты в Instagram, который в России заблокирован, недоступны для пользователей. Реклама в этой соцсети осуществляется напрямую через блогеров, что делает невозможным оценку реальных затрат на продвижение. Блогеры неоднократно обращались к властям с просьбой не запрещать рекламу на подобных площадках, подчеркивая, что доходы от нее получают исключительно создатели контента, а не сама платформа.
В расходах бизнеса для определения налога на прибыль Для просмотра ссылки Войди
Инициатива не нова: подобные изменения Для просмотра ссылки Войди
Предлагаемые поправки затронут пункт 44 статьи 270 Налогового кодекса, который определяет перечень расходов, не подлежащих учету при расчете налоговой базы. В случае принятия изменений компании лишатся возможности учитывать затраты на интернет-рекламу в следующих ситуациях:
- если информация о такой рекламе не была представлена в Роскомнадзор в соответствии с законом об учете всей рекламы в Рунете;
- если реклама была распространена на информационном ресурсе, доступ к которому ограничен;
- если реклама была распространена на информационном ресурсе неавторизованного иностранного лица.
По словам специалистов, предлагаемые изменения в Налоговый кодекс направлены на устранение противоречий, при которых расходы на рекламу учитывались, даже если размещение нарушало законодательство о рекламе или нормы о противодействии экстремистской деятельности. Такая лазейка возникла из-за прямого толкования положений Налогового кодекса.
Как отмечают юристы, законодательство в сфере рекламы становится более строгим. С сентября 2022 года закон обязывает передавать сведения о любой рекламной интеграции в Роскомнадзор. В 2024 году введен запрет на рекламу на ресурсах, признанных иностранными агентами, а также на заблокированных и экстремистских платформах.
Поправки в Налоговый кодекс вводят правило, согласно которому расходы на рекламу, если сведения о ней не переданы в Роскомнадзор, считаются необоснованными и не могут учитываться при расчете налогооблагаемой базы. Запрет также распространяется на затраты, связанные с рекламой на заблокированных интернет-ресурсах, что соответствует законопроекту, ранее одобренному в первом чтении, о полном запрете рекламы на таких платформах. Кроме того, поправки исключают из расходов на прибыль затраты на продвижение у иностранных агентов, что согласуется с действующим с марта 2024 года запретом. Во всех указанных случаях законодатель исходит из того, что такие расходы экономически необоснованны с позиции налогового учета.
Эксперты считают, что изменения в Налоговый кодекс логично согласуются с отраслевым законодательством «О рекламе», однако их реализация может вступить в противоречие с судебной практикой. Ранее суды придерживались позиции, что нарушение отраслевых норм не должно влечь за собой негативных налоговых последствий для налогоплательщика. Более того, существовали случаи, когда суды признавали рекламные расходы допустимыми для налогообложения, даже если реклама размещалась с нарушением законодательства.
Рынок легальной интернет-рекламы в России за первую половину 2024 года оценивался Роскомнадзором в 381 млрд рублей. Эта сумма включает только те расходы, которые соответствуют действующему законодательству. Однако аналитики предполагают, что реальные объемы значительно больше. По данным различных агентств, доля рекламных бюджетов, потраченных на продвижение через заблокированные ресурсы и иноагентов, остается небольшой. В 2023 году такие затраты составили 133 млн рублей, а в первом полугодии 2024 года — 46,7 млн рублей.
Реклама на заблокированных в России ресурсах не оценивается, а схема ее размещения нелинейна. С 2022 года рекламные кабинеты в Instagram, который в России заблокирован, недоступны для пользователей. Реклама в этой соцсети осуществляется напрямую через блогеров, что делает невозможным оценку реальных затрат на продвижение. Блогеры неоднократно обращались к властям с просьбой не запрещать рекламу на подобных площадках, подчеркивая, что доходы от нее получают исключительно создатели контента, а не сама платформа.
- Источник новости
- www.securitylab.ru